И как любая деталь автоматической коробки передач, масло АКПП под воздействием нагрузок при эксплуатации постепенно теряет свои рабочие качества.
При покупке автомобиля часто встает вопрос, что предпочесть: автоматическую коробку или привычную механику. Каждая трансмиссия хороша по-своему и имеет практически равное число приверженцев как с одной, так и с другой стороны.
Чтобы правильно эксплуатировать автомобиль и продлить жизнь без капитального ремонта своему транспортному средству хозяевам авто с АКПП нужны основные понятия по принципу работы этого узла.
Содержание:
Если автомобиль с механической коробкой следует выбору водителя и двигается на заданной передаче, то автомат выбирает сам, какую трансмиссию использовать в том или ином случае.
Механика начинает движения с низшей передачи. И постепенно, с набором мощности, скорости нужно переключать самостоятельно, повышая передаточное число. Если впереди подъем или остановка, то приходится сбрасывать скорость и переключаться на более низкие передачи. Все это следует производить с учетом веса автомобиля, ожидаемого препятствия, типа привода и мощности двигателя.
Автомобиль с КПП-автоматом самостоятельно выбирает оптимальный режим движения без участия водителя. Тем самым обеспечивается экономия топлива и плавное движение.
Автоматическая КПП состоит из трех основных элементов. Это:
Работа гидравлического трансформатора заключается в передаче крутящего момента от двигателя к КП. Это происходит под воздействием давления трансмиссионной жидкости. Циркуляция масла обеспечивает плавную передачу тягового усилия. Скорость подачи масла с насосного на турбинное колесо в реакторе, который расположен между ними, порождает кинетическую энергию. Увеличение скорости подачи масла вызывает рост мощности крутящего момента.
Разгон авто будет расти до тех пор, пока скорость вращения обоих колес в гидротрансформаторе не сравняется и реактор не перестанет передавать усилие. Когда скорость достигает нужной величины, необходимость в усиленной подаче масла на крыльчатки турбины отпадает, и гидротрансформатор отключается.
Рост нагрузки на ведущие колеса вызывает замедление работы турбины. Тогда скорость давления рабочей жидкости на реактор возрастает и это вызывает увеличение крутящего момента. Этим достигается плавность движения.
Таким образом гидротрансформатор служит для плавной передачи тягового усилия на ведущие колеса и по необходимости управляет блокировкой КПП.
Планетарный редуктор, благодаря сигналам от системы управления, изменяет силу гидравлического воздействия на тормоза и муфты и переключает скорости. В отличие от механики, на автомате это происходит плавно, практически без рывков. Гидротрансформатор сглаживает быстрые изменения в подаче усилия.
Механизм планетарки состоит из различных шестерен, водила и рычажного механизма. Он передает крутящий момент далее, на выходной вал КПП. Принцип действия планетарного механизма заключается в том, что шестерня с жесткой фиксацией, обычно солнечная или коронная, передает вращательное движение на сателлиты. Те передают движение дальше, на водило.
Система управления автомобиля с АКПП может быть как гидравлической, так и электронной. На бюджетных и более старых моделях устанавливалась гидравлика. В современных автоматах присутствует электроника.
Работа гидроблока основывается на силе давления трансмиссионной жидкости. Та влияет на величину открытия дросселя в бензиновых авто и движение рычага ТНВД в дизелях.
В результате нажатия на педаль газа увеличивается подача трансмиссионного масла и происходит автоматический выбор диапазонов на клапане. Сила давления открывает соответствующий клапан. Чем выше скорость движения, тем более высокая передача выбирается.
В электронной системе скорость движения и величина нагрузки на двигатель определяется электронными датчиками. Сигналы о скорости и величине нагрузки на мотор приходит на электронные датчики, более тонко реагирующие на поступающую информацию. Поэтому вариативность выбора режима движения гораздо выше, чем у механической КП. Для включения муфт используется та же гидравлика.
Возможности электроники значительно расширили параметры режимов работы АКПП. Можно выбрать режим в соответствии с качеством дорожного покрытия, временем года, расходом топлива. Современные коробки умеют “самообучаться” и “привыкать” к определенному стилю вождения. Не отстает и уровень самодиагностики автоматов — под контролем температура и уровень трансмиссионных жидкостей, уровень износа узлов и деталей коробки.
При пуске двигателя происходит включение масляного насоса. Рабочее давление запускает гидротрансформатор. Давление на акселератор и включение режима движения вызывает запуск турбины. Сигналы от датчиков поступают на ЭБУ и автомат сам выбирает оптимальный режим для последующего движения.
Для эффективной работы коробки-автомата без ремонта следует контролировать состояние масла. Зимой следует начинать движение только после прогревания двигателя. Контроль качества и уровня масла в коробке предотвратит преждевременный выход из строя этого узла. Низкий уровень масла не сможет поддерживать необходимое давление в АКПП, а старая и вязкая трансмиссионная жидкость станет причиной быстрого износа трущихся поверхностей.
В вопросе предпочтения механики и автомата есть свои плюсы и минусы. Постоянное переключение рычага, выбор оптимального режима движения достаточно утомительны при использовании авто с механикой. Современные автолюбители все чаще останавливают свой выбор на “автомате”.
Управление машиной с АКПП уменьшает умственную и двигательную нагрузку на водителя при движении. Не требуется постоянно решать, какую передачу предпочесть в каждый момент движения, периодически управляя автомобилем всего одной рукой. Особенно заметно преимущество автомата при движении в городском ритме, с постоянными пробками, с зависимостью от сигнала светофора.
Кроме того, с коробкой-автоматом движение транспортного средства становится более плавным, экономнее расходуется топливо, меньше изнашиваются механизмы.
В данное время в автопроме существует три типа автоматов:
Классика — гидравлическая АКПП или гидроавтомат. В этой коробке отсутствует механическая связь между колесами и двигателем. Связующим звеном становится рабочая жидкость, которая и передает крутящий момент. Масло подается в гидроблок под давлением и выполняет работу по включению передач.
С заменой механического блока управления на ЭБУ расширился функционал АКПП: выросло количество передач, появились дополнительные режимы движения, в отдельных моделях присутствует возможность самостоятельного переключения скоростей — Типтроник.
АКПП-робот — робот DSG или МТА (Manual Transmission Automatically Shifted). Коробка представляет собой подобие механической коробки переключения передач. Однако работа сцепления автоматизирована, и выбор скоростей происходит автоматически. Контролирует работу автомобиля компьютер.
Манера езды “робота” иногда доставляет неудобства. При увеличении скорости ощущаются толчки во время переключения передач. Конструкцию усовершенствовали двумя сцеплениями. На четных передачах включается один диск сцепления, на нечетных другой. Проблемы с толчками решили, но цена АКПП выросла значительно.
Вариаторная КП — отсутствует поступенчатое переключение трансмиссий. Два шкива на валах вариатора соединены ремнями или цепью, и крутящий момент на колесах изменяется плавно. Как и на классической коробке могут быть реализованы дополнительные режимы движения, а также Типтроник.
Езда на автомобилях с различными конструкциями АКПП немного различается:
Чтобы правильно определить тип коробки, нужно внимательно ознакомиться с документацией автомобиля. Чаще всего гидромеханическая классика обозначается AT, CVT означает вариатор, AMT — “робот” с одним сцеплением, и CVT — с двумя сцеплениями.
В автомобилях с разными типами автоматической коробки для обозначения режимов движения используются такие знаки:
Коробка-автомат имеет свои положительные и отрицательные стороны. Самые важные из них:
Достоинства | Недостатки |
Переключение скоростей без нажатия педали сцепления и участия водителя. | Значительная стоимость обслуживания из-за сложности конструкции. |
Простота эксплуатации. | Более высокий расход топлива в сравнении с МКП. |
Отсутствие перегрева при неправильном выборе трансмиссии. Исключена вероятность “сжечь” сцепление. | Ограничения при буксировке. Отсутствие возможности завести “с толкача”. |
Быстрый и плавный переход с низшей на высшую ступень и обратно. Высокий КПД без потери мощности. | Не предназначены для экстремальных нагрузок и быстро выходят из строя при неправильной эксплуатации. |
Чтобы “автомат” отъездил положенный срок и не сломался раньше, необходимо соблюдать правила эксплуатации:
Бережное отношение к автомобилю начинается с выполнения этих нехитрых требований.
Неисправности автоматики могут заключаться в повреждении механической, гидравлической или электронной системы. Одна из частых причин, вызывающих поломку АКПП является несвоевременная замена масла или его недостаточный уровень в коробке. Также причиной поломки бывает изношенность деталей, повреждения в результате перегрева.
Если в работе авто возникают проблемы, то необходимо без промедления обратиться в СТО для поиска причины неисправности и ремонта. Самостоятельно вскрывать и ремонтировать АКПП не рекомендуется. Это чревато ее повреждением и полной заменой.
Что указывает на неисправности в АКПП:
Наиболее частыми повреждениями при таких симптомах могут быть поломка кулисы рычага, повреждение прокладок и утечка масла, неисправность ЭБУ, проблемы с гидротрансформатором и гидроблоком.
Диагностика неисправности в мастерской точно укажет причину повреждения. Опытные мастера уже на слух могут уловить погрешности в работе коробки. В принципе, регулярное ТО в одной и той же мастерской сможет вовремя уловить отклонения от нормальной работы автомата.
Проверка состояния трансмиссионной жидкости может указать на вероятные причины отказа в работе — уровень масла, его консистенция, цвет и запах покажут мастерам, насколько правильно эксплуатировался и часто обслуживался автомобиль.
По возможности проводится диагностика при движении. Это покажет, как машина ведет себя при старте и остановке, как переключаются передачи. Определенные выводы можно сделать по поведению тахометра.
Осмотр авто на стенде при помощи компьютеризированного оборудования определит точное место возникнувшей поломки. Целиком всю картину можно будет увидеть при разборке узла.
Не всегда требуется полная замена автоматической коробки. Во многих случаях неисправность можно ликвидировать ремонтом. Часто полная замена обойдется гораздо дороже ремонта. Принять решение о том или ином действии поможет диагностика опытными мастерами.
В нашей мастерской мы предложим полный спектр услуг по диагностике и ремонту всех типов АКПП на самом высоком уровне. Также по вашему желанию можем заменить АКПП на контрактную.
После точного установления причины неисправности мы:
На выполненные работы у нас действует гарантия в течение 1 года. Гарантийные обязательства распространяются на автомобили, эксплуатация которых проходит при соблюдении всех норм.
Эксплуатируйте свой “автомат” бережно, и он прослужит вам долго.
Сотрудники нашего сервиса за годы работы приобрели огромный опыт обслуживания коробок автомат и отлично разбираются во всех нюансах их устройства. Ниже мы рассмотрим виды неполадок, с которыми может столкнуться владелец автомобиля с АКПП.
Трансмиссионная жидкость, которую для простоты также принято называть «масло АКПП», активно участвует в работе коробки автомат. С её помощью передаётся момент вращения с оси двигателя, а от её состояния во многом зависит производительность АКПП, результативность работы устройства.